Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Указом Правительства Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» перед органами власти субъектов Российской Федерации была поставлена задача по внедрению с 1 января 2014 года процедур оценки регулирующего воздействия.

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) – термин, получивший широкое распространение в мире в 1990-х годах и обозначающий использование государственными органами при формировании государственной политики специальных аналитических процедур, направленных на выявление и оценку возможных выгод, издержек и эффектов от нового или существующего государственного регулирования.

Иными словами, оценка регулирующего воздействия – это деятельность органов власти по выявлению в разрабатываемых ими нормативных актов положений, которые:

  • вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательства и инвестиционной деятельности или способствуют их введению;
  • способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
  • способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов (всех уровней).

Целью ОРВ является повышение качества государственного регулирования, обеспечение возможности учета мнений социальных групп и установления баланса интересов как на стадии подготовки проекта нормативного правового акта, так и на стадии оценки фактического воздействия действующего государственного регулирования.

Процедура ОРВ заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования, выявлении альтернативных вариантов их достижения, а также определении связанных с ними выгод и издержек социальных групп (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), государства и общества в целом), подвергающихся воздействию государственного регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта государственного регулирования.

Одним из наиболее важных элементов данной процедуры являются публичные консультации, цель которых учет мнения различных социальных групп и предоставленной ими информации о возможных последствиях государственного регулирования.

Институт оценки регулирующего воздействия состоит из двух частей:

  • проведение оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов области;
  • оценка фактического воздействия государственного регулирования или экспертиза действующих НПА, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Участниками процедуры ОРВ и экспертизы являются:

  • регулирующий орган – разработчик нормативно-правового акта;
  • уполномоченный орган – ответственный за подготовку экспертного заключения;
  • участники публичных обсуждений – субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности, общественные организации, заинтересованные лица.

Внедрение института ОРВ в Магаданской области осуществляется с 01 января 2014 года.

В соответствии с Законом Магаданской области от 30.07.2014 № 1774-оз «О  порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Магаданской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Магаданской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» установлена необходимость проведения ОРВ и экспертизы НПА на территории Магаданской области:

  • для городских округов, являющихся административными центрами – с 01 января 2015 года;
  • для иных городских округов - с 01 января 2017 года.

Проведение процедуры ОРВ и экспертизы осуществляется на основании нормативно-правовой базы:

Федеральные НПА:

Региональные НПА:

Муниципальные НПА:

В Магаданской области принята децентрализованная модель проведения оценки регулирующего воздействия, что предусматривает обязанность проведения процедуры ОРВ органом-разработчиком (регулирующим органом), а функции подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, которое содержит выводы о соблюдении регулирующим органом установленного порядка проведения процедуры ОРВ, возложены на уполномоченный орган. 

Уполномоченным органом, ответственным за внедрение и качество проведения оценки регулирующего воздействия определено министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области.

Процедура проведения  ОРВ состоит из следующих этапов:

  1. размещение уведомления о подготовке проекта акта
  2. разработка проекта акта, составление сводного отчета о проведении ОРВ и их публичное обсуждение
  3. подготовка уполномоченным органом экспертного заключения об ОРВ.

Вся процедура ОРВ осуществляется до согласования проектов НПА с министерством государственно-правового развития Магаданской области.

Проекты нормативно-правовых актов не прошедшие ОРВ не могут быть приняты.

В 2016 году в целях развития института ОРВ на территории Магаданской области была проведена следующая работа:

  • осуществлено развертывание типового регионального интернет-портала для публичного обсуждения проектов и действующих НПА, проведена работа по его настройке и наполнению, начата опытная эксплуатация;
  • в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов»:
  • приняты  законы Магаданской области 2024-ОЗ от 05.04.2016 г. и 2115-ОЗ от 02.12.2016г., предусматривающие приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, в части уточнения предмета проведения ОРВ и экспертизы, утверждения критериев и перечня городских округов Магаданской области, в которых проведение процедур экспертизы и ОРВ является обязательным (с 1 января  2017 года все городские округа обязаны внедрить на своих территориях процедуры ОРВ и экспертизы);
  • принято постановление Правительства Магаданской области, предусматривающее приведение положений Порядка проведения процедур экспертизы и ОРВ в соответствие с региональным и федеральным законодательством (в связи с принятием федерального закона № 447-ФЗ от 30.12.2015 и соответствующим ему областным законом);

В 2016 году была проведена процедура ОРВ 4 проектов нормативно- правовых актов и экспертиза 4 действующих НПА Магаданской области.

По итогам рейтинга качества внедрения оценки регулирующего воздействия, проведенного Минэкономразвития России за 2016 год, наш регион занял 28 место.

Протоколы заседаний рабочей группы по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Магаданской области, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности и экспертизы действующих нормативных правовых актов Магаданской области, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности:

 
Дата публикации: 29.06.2017 09:17


Развернуть Свернуть