ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Указом Правительства Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» перед органами власти субъектов Российской Федерации была поставлена задача по внедрению с 1 января 2014 года процедур оценки регулирующего воздействия.
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) – термин, получивший широкое распространение в мире в 1990-х годах и обозначающий использование государственными органами при формировании государственной политики специальных аналитических процедур, направленных на выявление и оценку возможных выгод, издержек и эффектов от нового или существующего государственного регулирования.
Иными словами, оценка регулирующего воздействия – это деятельность органов власти по выявлению в разрабатываемых ими нормативных актов положений, которые:
- вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательства и инвестиционной деятельности или способствуют их введению;
- способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов (всех уровней).
Целью ОРВ является повышение качества государственного регулирования, обеспечение возможности учета мнений социальных групп и установления баланса интересов как на стадии подготовки проекта нормативного правового акта, так и на стадии оценки фактического воздействия действующего государственного регулирования.
Процедура ОРВ заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования, выявлении альтернативных вариантов их достижения, а также определении связанных с ними выгод и издержек социальных групп (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), государства и общества в целом), подвергающихся воздействию государственного регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта государственного регулирования.
Одним из наиболее важных элементов данной процедуры являются публичные консультации, цель которых учет мнения различных социальных групп и предоставленной ими информации о возможных последствиях государственного регулирования.
Институт оценки регулирующего воздействия состоит из двух частей:
- проведение оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов области;
- оценка фактического воздействия государственного регулирования или экспертиза действующих НПА, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Участниками процедуры ОРВ и экспертизы являются:
- регулирующий орган – разработчик нормативно-правового акта;
- уполномоченный орган – ответственный за подготовку экспертного заключения;
- участники публичных обсуждений – субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности, общественные организации, заинтересованные лица.
Внедрение института ОРВ в Магаданской области осуществляется с 01 января 2014 года.
В соответствии с Законом Магаданской области от 30.07.2014 № 1774-оз «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Магаданской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Магаданской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» установлена необходимость проведения ОРВ и экспертизы НПА на территории Магаданской области:
- для городских округов, являющихся административными центрами – с 01 января 2015 года;
- для иных городских округов - с 01 января 2017 года.
Экспертиза и оценка фактического воздействия нормативных правовых актов
Экспертиза действующих нормативных правовых актов
Экспертиза действующих нормативных правовых актов Магаданской области проводится Министерством экономического развития инвестиционной политики и инноваций Магаданской области (далее – Уполномоченный орган).
Основная цель проведения экспертизы - выявление в действующих нормативных правовых актах положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, с последующей отменой или корректировкой таких положений.
Экспертизе подлежат областные законы, указы Губернатора Магаданской области, постановления Правительства Магаданской области, нормативно правовые акты органов исполнительной власти Магаданской области, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности
Экспертиза осуществляется в соответствии с планом проведения экспертизы нормативных правовых актов Магаданской области, который формируется на основе предложений, поступивших в Уполномоченный орган от представителей предпринимательского сообщества, органов исполнительной власти Магаданской области, органов местного самоуправления Магаданской области и иных заинтересованных лиц.
Экспертиза нормативных правовых актов проводится в соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 04 июля 2013 г. № 607-па «О внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Магаданской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Магаданской области».
Мониторинг фактического воздействия нормативных правовых актов
Уполномоченный орган осуществляет мониторинг фактического воздействия нормативных правовых актов Магаданской области, в отношении которых проводилась процедура ОРВ, на основании предложений, поступивших в уполномоченный орган от органов государственной власти, органов местного самоуправления и заинтересованных лиц, свидетельствующих о наличии положений, которые могут создавать условия, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, или приводящих к возникновению необоснованных расходов областного бюджета Магаданской области.
Для проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта рассчитываются фактические значения показателей (индикаторов) достижения целей регулирующего воздействия нормативного правового акта, а также оцениваются фактические положительные и отрицательные последствия установленного правового регулирования.
Уполномоченный орган извещает о публичном обсуждении и о результатах мониторинга фактического воздействия органы, организации и лиц, которые ранее информировались о проведении публичных обсуждений в рамках процедуры ОРВ проекта акта.
Целью публичных обсуждений является выработка мнения по вопросу достижения в процессе действия нормативного правового акта заявленных целей правового регулирования, а также целесообразности отмены или изменения данного нормативного правового акта или его отдельных положений.
По итогам проведения публичного обсуждения уполномоченный орган подготавливает заключение об оценке фактического воздействия. В заключении отражаются выводы о достижении заявленных целей регулирования, оцениваются положительные и отрицательные последствия действия нормативного правового акта, также могут быть представлены предложения об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений.
Ссылки по теме:
- Дополнение в план проведения экспертизы нормативных правовых актов на 2021 год Скачать.pdf
- План проведения экспертизы нормативных правовых актов Магаданской области на 2021 год Скачать.pdf
- План проведения мониторинга фактического воздействия нормативно правовых актов Магаданской области на 2021 год Скачать.pdf
Проведение процедуры ОРВ, ОФВ и экспертизы осуществляется на основании нормативно-правовой базы:
Федеральные НПА:
- Федеральный закон от 30.12.2015 № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов»
- Приказ Минэкономразвития России от 7 июля 2015 г. №454 «Об утверждении методики проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений)»
- Указ Правительства Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
- Федеральный закон от 02.07.2013 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов»
- Приказ Минэкономразвития России от 26.03.2014 № 159 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»;
- Письмо министерства экономического развития Российской Федерации от 12.12.2014г. № 31260-ОФ/Д26и «О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов».
Региональные НПА:
- Закон Магаданской области от 02.12.2016 №2115-ОЗ О внесении изменений в Закон Магаданской области «О порядках проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»
- Закон Магаданской области от 30.07.2014 № 1774-оз «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Магаданской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Магаданской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»
- Постановление администрации Магаданской области от 4 июля 2013 г. № 607-па «О внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Магаданской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Магаданской области» (с изменениями и дополнениями)
- Приказ министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области от 21 июля 2014 г. № 264 «Об утверждении Методики оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Магаданской области»
- Методические рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов Магаданской области.pdf
- Типовые формы документов, необходимых для проведения ОРВ НПА Магаданской области.rar
- Приказ министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области от 13 марта 2015 г. № 12 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Магаданской области»
- Закон Магаданской области от 05.04.2016 г. № 2024-ОЗ «О внесении изменений в Закон Магаданской области «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Магаданской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Магаданской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»
- Приказ Министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области от 22 октября 2019 г. № 115 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации взаимодействия органов местного самоуправления Магаданской области с предпринимательским сообществом в сфере оценки регулирующего воздействия»
Муниципальные НПА:
- Постановление мэрии города Магадана от 30.09.2014 года № 3852 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов муниципального образования «Город Магадан» и экспертизы действующих нормативных правовых актов муниципального образования «Город Магадан», затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Город Магадан»
- Постановление мэрии города Магадана от 14.10.2014 года «О методике проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов муниципального образования «Город Магадан» и экспертизы действующих нормативных правовых актов муниципального образования «Город Магадан», затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Город Магадан».
В Магаданской области принята децентрализованная модель проведения оценки регулирующего воздействия, что предусматривает обязанность проведения процедуры ОРВ органом-разработчиком (регулирующим органом), а функции подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, которое содержит выводы о соблюдении регулирующим органом установленного порядка проведения процедуры ОРВ, возложены на уполномоченный орган.
Уполномоченным органом, ответственным за внедрение и качество проведения оценки регулирующего воздействия определено министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области.
Процедура проведения ОРВ состоит из следующих этапов:
- размещение уведомления о подготовке проекта акта
- разработка проекта акта, составление сводного отчета о проведении ОРВ и их публичное обсуждение
- подготовка уполномоченным органом экспертного заключения об ОРВ.
Вся процедура ОРВ осуществляется до согласования проектов НПА с министерством государственно-правового развития Магаданской области.
Проекты нормативно-правовых актов не прошедшие ОРВ не могут быть приняты.
В 2016 году в целях развития института ОРВ на территории Магаданской области была проведена следующая работа:
- осуществлено развертывание типового регионального интернет-портала для публичного обсуждения проектов и действующих НПА, проведена работа по его настройке и наполнению, начата опытная эксплуатация;
- в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов»:
- приняты законы Магаданской области 2024-ОЗ от 05.04.2016 г. и 2115-ОЗ от 02.12.2016г., предусматривающие приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, в части уточнения предмета проведения ОРВ и экспертизы, утверждения критериев и перечня городских округов Магаданской области, в которых проведение процедур экспертизы и ОРВ является обязательным (с 1 января 2017 года все городские округа обязаны внедрить на своих территориях процедуры ОРВ и экспертизы);
- принято постановление Правительства Магаданской области, предусматривающее приведение положений Порядка проведения процедур экспертизы и ОРВ в соответствие с региональным и федеральным законодательством (в связи с принятием федерального закона № 447-ФЗ от 30.12.2015 и соответствующим ему областным законом);
В регионе успешно действует институт оценки регулирующего воздействия, целью которого является снижение административной и финансовой нагрузки на бизнес.
В 2017 году основные усилия в развитии данного института были сосредоточены на внедрении процедур ОРВ и экспертизы на муниципальном уровне. Начиная с 1 января 2017 года все городские округа Магаданской области приступили к их практическому применению – за отчетный период проведена процедура ОРВ 9 проектов муниципальных актов и процедура экспертизы 18 муниципальных актов. Минэкономразвития Магаданской области, как уполномоченным органом, в течение года проводился регулярный мониторинг работы органов местного самоуправления региона по внедрению института ОРВ.
На региональном уровне в 2017 году была проведена процедура экспертизы 3 действующих НПА и ОРВ 9 проектов НПА, в том числе подготовлено 2 отрицательных экспертных заключения. Возможность публичных обсуждений в рамках процедур ОРВ и экспертизы обеспечена разделом «Оценка регулирующего воздействия» на официальном сайте минэкономразвития Магаданской области и интернет-порталом для публичного обсуждения проектов и действующих НПА. В ходе публичных консультаций с представителями бизнеса и общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей, от заинтересованных лиц замечания и предложения поступили в 100% проведенных процедур.
Минэкономразвития России в конце 2017 года был проведен сбор сведений для формирования рейтинга качества внедрения оценки регулирующего воздействия, по итогам которого Магаданская область вошла в группу регионов с оценкой «хороший уровень». В докладе федерального министерства отмечено, что регионы, отнесенные к «высшему уровню» и «хорошему уровню», добились значительных успехов в организации и проведении ОРВ. При этом разница в баллах данных регионов между собой сводится к минимуму, в связи с чем, детальное ранжирование субъектов Российской Федерации в рейтинге не представляется возможным. По итогам рейтинга качества внедрения оценки регулирующего воздействия, проведенного Минэкономразвития России за 2016 год, наш регион занял 28 место.
В 2018 году Министерством, как уполномоченным органом по ОРВ, были направлены силы на недопущение негативного воздействия правового регулирования на деятельность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или же минимизации такого воздействия.
В соответствии с федеральным и региональным законодательством Министерством сформирован и размещен на Официальном интернет-портале Магаданской области План проведения экспертизы нормативных правовых актов на 2018 год, в который по предложениям органов исполнительной власти и заинтересованных лиц включены три региональных нормативных правовых акта с целью оценки их фактического воздействия на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности. По результатам экспертизы подготовлено 2 положительных заключения (или 66,6%) и 1 отрицательное (или 33,3%). Все заключения размещены на региональном портале orv.gov.ru. Процедура проведения ОРВ осуществлялась так же в отношении 13 проектов нормативных правовых актов, по которым подготовлены положительные заключения.
Минэкономразвития России в конце 2018 года был проведен сбор сведений для формирования рейтинга качества внедрения оценки регулирующего воздействия, по итогам которого Магаданская область вошла в группу регионов с оценкой «хороший уровень». В докладе федерального министерства отмечено, что регионы, отнесенные к «высшему уровню» и «хорошему уровню», добились значительных успехов в организации и проведении ОРВ.
В 2019 году в соответствии с пунктом 1.5 Положения о Министерстве экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 г. № 18-пп, осуществлялось рассмотрение и подготовка экспертных заключений об оценке регулирующего воздействия, проектов нормативных правовых актов Магаданской области, как уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, ответственным за внедрение процедуры ОРВ проектов актов и экспертизы актов, а также выполняющим функции по нормативно-правовому и информационно-методическому обеспечению процедур.
Управлением по государственному регулированию минэкономразвития Магаданской области в 2019 году подготовлены заключения об оценке регулирующего развития в отношении 15 проектов НПА, в том числе рассмотрено 5 проектов законов Магаданской области, 3 проекта указа Губернатора Магаданской области, 3 проекта постановления Правительства Магаданской области, 4 проекта приказов федеральных органов исполнительной власти.
Проекты НПА, прошедшие процедуру ОРВ в 2019 году, разработаны следующими органами исполнительной власти:
- Министерством сельского хозяйства Магаданской области – 7 проектов НПА (4 проекта закона, 2 проекта постановления, 1 проект приказа);
- Министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области – 3 проекта НПА (1 проект закона, 1 проект указа, 1 проект приказа);
- Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области – 3 проекта НПА (2 проекта указа, 1 проект приказа);
- Департаментом имущественных и земельных отношений Магаданской области – 1 проект НПА (проект постановления);
- Государственной жилищной инспекцией Магаданской области – 1 проект НПА (проект приказа).
В результате процедуры оценки регулирующего воздействия в 1 проекте НПА выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности, что составляет 6,7 % от общего числа проектов НПА, прошедших оценку регулирующего воздействия.
Указанный проект НПА разработан Министерством сельского хозяйства Магаданской области (Проект постановления Правительства Магаданской области «О внесении изменений в постановление Правительства Магаданской области от 02 октября 2014 г. N 804-пп «О реализации Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на территории Магаданской области»). Ознакомиться с заключением об оценке регулирующего воздействия можно по ссылке: https://economy.49gov.ru/activities/appraisal/expertise_decisions/.
В 2019 году минэкономразвития региона заключено 5 соглашений о взаимодействии с общественными организациями, представителями предпринимательского сообщества Магаданской области при проведении оценки регулирующего воздействия проектов НПА. Работа в данном направлении продолжается.
В сформированном Министерством экономического развития Российской Федерации Рейтинге качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах Российской Федерации за 2019 год Магаданская область повысила свои позиции и перешла в группу регионов с «Высшим уровнем» оценки качества проведения ОРВ и экспертизы.
Соглашения с общественными организациями и бизнес-объединениями о взаимодействии при проведении ОРВ:
- Соглашение о взаимодействии между Министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области и Магаданским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов от 10 февраля 2020 г. № 8.pdf
- Соглашение о взаимодействии между Министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области и Магаданской ассоциацией рыбопромышленников при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов от 14 февраля 2020 г. № 9.pdf
Обзоры